|
Идея
Летней молодежной школы социальных
наук родилась в Вологодском научном
центре РАН и была поддержана Федеральным
государственным бюджетным учреждением
науки «Федеральный научно-исследовательский
социологический центр Российской
академии наук» (ФНИСЦ РАН).
На
наш взгляд, это высокая ответственность
– формировать современное социальное
мышление в среде научной молодежи. Еще
в прошлом году мы планировали работу
этой Школы, но в свете эпидемиологических
обстоятельств нам пришлось ее перенести.
И хотя в этом году тоже не обходится без
проблем, я и мои коллеги очень благодарны
тому обстоятельству, что все-таки
«процесс пошел». Школа начинает свою
работу, это очень отрадно. Я надеюсь,
что её ожидает большое творческое
будущее!
|
Инициатива
образования Школы является очень
актуальной и своевременной. Надо обратить
внимание на своего рода серьезное
назревающее противоречие: с одной
стороны, роль современного социального
знания растет в обществе и в мире, с
другой стороны, если мы обратимся ко
многим управленческим решениям, которые
принимаются сегодня в сфере образования
и науки, то, на мой взгляд, они ограничивают
возможности влияния социального знания
на политико-управленческий процесс, на
выработку оптимальных для общества, а
также необходимых социальных и
государственных решений. В этом смысле
Школа должна это хорошо осмыслить и
предложить свои рецепты и сценарии
развития по включению более широкого
социального знания в управленческий
процесс.
Еще
в 2010 году на юбилейной сессии ЮНЕСКО в
заключительной декларации прозвучала
важная мысль о том, что
XXI
век станет веком социальных наук. Откуда
такая смелая, но очень серьезная, глубокая
постановка вопроса? На мой взгляд, это
связано с тем, что и последняя треть
XX
века, и первые два десятилетия XXI
века очень наглядно показывают, что с
переходом к новым научно-технологическим
укладам растворяется социальная сущность
нашей жизни. Этого человечество допустить
не может. Мы существа социальные, мы
обязаны всегда и везде об этом думать,
принимая любые решения, продвигая любые
самые современные научно-технические
проекты. В этом смысле отработка новых
подходов, которые могли бы учитывать
объективную необходимость прогрессивного
технического развития современного
общества с сохранением социального
достоинства самого вида
homo
sapiens,
поиск возможностей для такого синтеза
должно стать одной из главных задач
Школы.
Социология
находится в самом центре социальных
наук. Этому есть свои объяснения.
Социология – одна из тех отраслей
научного знания, которая в силу своей
природы и функций ближе всего лежит к
человеку, его интересам и потребностям,
пониманию самой сути социума. В разных
учебниках существует много определений
социологии. Суть одна. Социология – это
наука о социальном. В этой краткой, но
очень емкой формуле все сказано.
Социальное является оборотной стороной
любого вида деятельности. Любой социальный
аспект входит в любые управленческие
решения, поскольку связан с людьми.
Социальное находится там, где человек
прикоснулся к чему-то, к выполнению
какого-то решения, программы действия,
национального проекта. У нас разрабатывается
много интересных, прогрессивных, далеко
идущих планов и проектов. Нередко мы
задумываемся о том, какая социальная
база лежит в основе осуществления этих
программ и планов? А социальная база
одна – это люди, мы с вами, наши сограждане.
Все ли готовы быть движущей силой
реализации таких проектов и программ?
Это серьезный вопрос, над которым нужно
задуматься. Школа, ее занятия, планы и
программы пригодятся в осмыслении этих
проблем.
Хотел
бы пожелать всем участникам новых
интересных идей, активных выступлений,
живого общения в ходе работы Летней
молодежной школы социальных наук.
Михаил
Константинович Горшков,
научный
руководитель ФНИСЦ РАН,
академик
РАН, доктор философских наук