Идея Летней молодежной школы социальных наук родилась в Вологодском научном центре РАН и была поддержана Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук» (ФНИСЦ РАН).

На наш взгляд, это высокая ответственность – формировать современное социальное мышление в среде научной молодежи. Еще в прошлом году мы планировали работу этой Школы, но в свете эпидемиологических обстоятельств нам пришлось ее перенести. И хотя в этом году тоже не обходится без проблем, я и мои коллеги очень благодарны тому обстоятельству, что все-таки «процесс пошел». Школа начинает свою работу, это очень отрадно. Я надеюсь, что её ожидает большое творческое будущее!

Инициатива образования Школы является очень актуальной и своевременной. Надо обратить внимание на своего рода серьезное назревающее противоречие: с одной стороны, роль современного социального знания растет в обществе и в мире, с другой стороны, если мы обратимся ко многим управленческим решениям, которые принимаются сегодня в сфере образования и науки, то, на мой взгляд, они ограничивают возможности влияния социального знания на политико-управленческий процесс, на выработку оптимальных для общества, а также необходимых социальных и государственных решений. В этом смысле Школа должна это хорошо осмыслить и предложить свои рецепты и сценарии развития по включению более широкого социального знания в управленческий процесс.

Еще в 2010 году на юбилейной сессии ЮНЕСКО в заключительной декларации прозвучала важная мысль о том, что XXI век станет веком социальных наук. Откуда такая смелая, но очень серьезная, глубокая постановка вопроса? На мой взгляд, это связано с тем, что и последняя треть XX века, и первые два десятилетия XXI века очень наглядно показывают, что с переходом к новым научно-технологическим укладам растворяется социальная сущность нашей жизни. Этого человечество допустить не может. Мы существа социальные, мы обязаны всегда и везде об этом думать, принимая любые решения, продвигая любые самые современные научно-технические проекты. В этом смысле отработка новых подходов, которые могли бы учитывать объективную необходимость прогрессивного технического развития современного общества с сохранением социального достоинства самого вида homo sapiens, поиск возможностей для такого синтеза должно стать одной из главных задач Школы.

Социология находится в самом центре социальных наук. Этому есть свои объяснения. Социология – одна из тех отраслей научного знания, которая в силу своей природы и функций ближе всего лежит к человеку, его интересам и потребностям, пониманию самой сути социума. В разных учебниках существует много определений социологии. Суть одна. Социология – это наука о социальном. В этой краткой, но очень емкой формуле все сказано. Социальное является оборотной стороной любого вида деятельности. Любой социальный аспект входит в любые управленческие решения, поскольку связан с людьми. Социальное находится там, где человек прикоснулся к чему-то, к выполнению какого-то решения, программы действия, национального проекта. У нас разрабатывается много интересных, прогрессивных, далеко идущих планов и проектов. Нередко мы задумываемся о том, какая социальная база лежит в основе осуществления этих программ и планов? А социальная база одна – это люди, мы с вами, наши сограждане. Все ли готовы быть движущей силой реализации таких проектов и программ? Это серьезный вопрос, над которым нужно задуматься. Школа, ее занятия, планы и программы пригодятся в осмыслении этих проблем.

Хотел бы пожелать всем участникам новых интересных идей, активных выступлений, живого общения в ходе работы Летней молодежной школы социальных наук.


Михаил Константинович Горшков,

научный руководитель ФНИСЦ РАН,

академик РАН, доктор философских наук